Жанна-Антуанетта Пуассон (фр. Jeanne-Antoinette Poisson; 29 декабря 1721 — 15 апреля 1764), более известная как маркиза де Помпаду́р (фр. marquise de Pompadour) — официальная фаворитка (с 1745) французского короля Людовика XV, которая на протяжении 20 лет имела огромное влияние на государственные дела, покровительствовала наукам и искусствам.

Современники в один голос говорили, что наружность Жанны Помпадур — самая заурядная. Но Жанна с юных лет училась очаровывать. Она знала, как и что следует произносить, как преподнести себя в беседе, в танце, даже за обеденным столом. Она, как никто, умела подбирать ткани для платьев, банты, рюши и драгоценности для декорирования своей внешности. Она четко знала, что ей идет, а что — нет.

0_f4fe6_79713028_orig.jpg
Маркиза де Помпадур. Портрет работы Франсуа Буше (ок. 1750)

Красота и живой ум молодой Жанны-Антуанетты Пуассон (в замужестве - мадам д'Этиоль) сделали её известной в столичном обществе, с ней искал знакомства сам Вольтер. Очень мало интересуясь своим мужем, она весело проводила время в обществе блестящей молодёжи. Её держал на примете банкир Жозеф Пари, старый знакомый её отца. Подыскивая способ возвыситься после смерти кардинала Флёри, он смог представить девушку королю Людовику XV, который незадолго до этого потерял свою фаворитку герцогиню де Шатору.

В ночь с 25 на 26 февраля 1745 года в Зеркальной галерее был дан тисовый бал по случаю бракосочетания дофина. Придворные надели костюмы тисовых деревьев, сам король явился в маске, Жанна-Антуанетта прибыла в костюме богини охоты. Уже тогда обратили внимание, что король не желает общаться ни с кем, кроме прекрасной незнакомки. 

Вскоре мадам д’Этиоль заняла вакантное место официальной фаворитки. В Версале в её распоряжение были предоставлены несколько комнат, расположенных прямо над королевскими покоями и соединённых с ними потайной лестницей. В июле король подарил ей усадьбу Помпадур в области Лимузен вместе с титулом маркизы. Наконец, муж дал ей развод.

Фаворитка короля
Через год король преподнёс своей подруге участок Версальского парка площадью в 6 гектар, где был возведён скромный «эрмитаж». К её услугам был целый штат фрейлин. Увеселения, постройки, наряды Помпадур стоили достаточно дорого. За двадцать лет при дворе она истратила на свои туалеты 350 035 ливров, ей принадлежало свыше трёхсот ювелирных изделий, в том числе бриллиантовое колье стоимостью 9 359 франков.

Она обожала шампанское и регулярно заказывала себе суп из трюфелей и сельдерея, вымоченного в ароматизированном шоколаде. Её именем называли высокую причёску с валиком, обстановку в квартирах (стиль «à la Reine»), постройки, костюмы. Она задавала всей Европе моду своим умением выглядеть роскошно и вместе с тем как бы непринуждённо.

1024px-Louis_XV;_Buste.jpg
Людовик XV - король Франции,
(1715 — 1774), портрет работы Ван Лоо.
0_f5455_7772935f_orig.jpg
Маркиза де Помпадур
Франсуа Буше, 1756


Рококо - роскошь, изящество и флирт
Любимым стилем мадам де Помпадур был рококо. Она покровительствовала Франсуа Буше и другим представителям этого направления — живописцам, скульпторам, краснодеревщикам. Её брат маркиз де Мариньи ведал всеми строительными работами, которые велись за казённый счёт. Под его руководством созданы ансамбли площади Людовика XV и военной школы на Марсовом поле, Малый Трианон, новое крыло резиденции в Фонтенбло, перестроен почти весь Компьенский дворец. Маркиза и сама вела большие строительные работы в различных имениях и усадьбах, включая дворец Бельвю. Вольтер восхищался ею, хотя в то же время и подсмеивался над её мещанскими манерами.

Маркиза обладала жизнерадостной натурой вкупе с постоянной увлеченностью – она, как теперь сказали бы, часто меняла хобби, и все они были весьма основательны и очень интересны. Например, фарфор. Маркизу возмущало, что во Франции тратятся огромные деньги на закупку саксонского фарфора. И, став хозяйкой местечка Севр, она решила производить фарфор французский.

«В 1756 году здесь были построены два великолепных здания: одно - для работников, другое - для самого предприятия. Маркиза, часто наезжавшая туда, поддерживала и ободряла рабочих, находила опытных мастеров, художников, скульпторов. Эксперименты шли днем и ночью - маркиза была нетерпелива и не любила проволочек. Она сама участвовала в решении всех проблем, помогала в выборе форм и красок для будущих изделий.

Редкий розовый цвет фарфора, полученный в результате, назвали в ее честь Rose Pompadour. В Версале маркиза устроила большую выставку первой партии продукции, сама распродавала ее, заявляя во всеуслышание: «Если тот, у кого есть деньги, не покупает этот фарфор, он плохой гражданин своей страны», - пишет историк Людмила Третьякова.

Севрский фарфор вы можете увидеть в парижском Музее декоративного искусства во время Дизайн-тура с Паскалем Граво.

image006.jpg
Интерьер дворца Фонтебло,
Франция

0_f4fe5_2bf74088_XL.jpg
Фрагмент портрета Madame de Pompadour
François Boucher 


Rose Pompadour
И сама Жанна-Антуанетта была похожа на фарфоровую статуэтку - хрупкая, изящная, бело-розовая. С нее лепили фарфоровых пастушек и фарфоровых маркиз... 

В истории искусства и декора маркиза Помпадур останется для нас символом эпохи рококо. Изящество и женственность, и конечно, любовь к припыленному розовому цвету.  В наши дни специалисты французской фабрики красок Ressource вместе с "археологом цвета" Патриком Бети воссоздали в палитре истинных исторических цветов оттенок ROSE POMPADOUR HC113, который максимально точно воспроизводит любимый цвет фаворитки Людовика XV. Благодаря этой уникальной палитре красок, даже в 21 веке дизайнеры интерьера могут очаровать своего клиента тем самым розовым оттенком, соблазнительность которого испытал на себе король Франции.

Цвет ROSE POMPADOUR HC113 гармоничен для декорирования стен женской спальни или гостиной. Этот поэтический оттенок и сегодня способен наполнить современный интерьер флером романтики и аристократизма, присущим утонченной эпохе рококо.


rose-2.jpg
0_f54e6_c909c1cc_orig.jpgFrancois Hubert Drouais. Мадам Помпадур за вышивкой.
Один из последних прижизненных портретов
arton679-resp1090.jpg
Vase pot-pourri
Manufacture royale de Sèvres, 1759


Роскошные обои, интерьерные ткани и гипсовый декор в стиле маркизы Помпадур:
rose.jpg
Краска Ressource
Rose Pompadour HC113
trianon.jpg
Жаккардовые обои
Trianon | Omexco
th_2235_kam413.jpg
Kami-ito
KAM413

Обои со стеклянным бисером
Shalimar | Omexco

ks1.jpg
Портьерная ткань
Grand Canal | Karin Sajo
as1.jpg
Медальоны
из парижского гипса
ks2.jpg
Ткань с рисунком "жуи"
Romance | Karin Sajo
as2.jpg
Встраиваемая потолочная
гипсовая розетка